пятница, 31 марта 2017 г.

Как меня спасли... Часть третья.

Итак, привезли меня в отделение грудной хирургии. Закатили в палату. Что из себя представляет палата? Натуральная палата. Четыре стены и дверь. На два койко-места. Одна стена - фактически окно, с прекрасным видом на Хайфу. Вечером особенно красиво. Вся Хайфа в огнях... Особенно зрелищно выглядят Бахайские сады. Они и днем-то впечатляют, а вчером все это великолепие подсвечивается... Красотища! На стене, в изголовье расположены медицинские приборы всякие... Кровати так же могут разделяться шторой. То есть, если ты хочешь уединиться - шторку закрыл и ты в своем гнезде. Так же поступают, когда приходит врач или медсестра проводить процедуры - капельницу поставить или еще что. Шторку закрыла и ты один на один с медработником.

Пришла медсестра. Спросила про то, про се. Про аллергию спросила. Я вообще дурацкий пациент. Я жуткий аллергик. В основном на лекарства. Поэтому для врачей я дурацкий пациент. Сразу же на кровати появилась красная табличка. Каждый медицинский работник видя ее понимает, что тут надо быть внимательнее...

Вообще, интеренсно так, на иврите медсестра - ахот, медбрат - ах. Теперь смотрите - на иврите брат - ах, и сестра - ахот!)) Ну, браво, же! Медсестра и мебрат для пациента, как родные брат и сестра! Они и относятся так же! 

Потом, медсестра, озвучила правила посещения больных - при больном (сука, аж слезы наворачиваются!) КРУГЛЫЕ СУТКИ может находиться ОДИН человек. ПОСТОЯННО!!! Без ограничений. От слова совсем! И не надо ходить, унижаться, просить! Это все прописано в правилах!!! С утра до 21 часа может быть СКОЛЬКО УГОДНО посетителей! Кроме сон-часа - в сон-час может находиться один человек. 

Вот, скажу честно - сейчас, когда я все это вспоминаю и пытаюсь записать - внутри меня все клокочет. Цензурных слов нет.... Я просто вспоминаю российскую больницу...

Вы, понимаете, за все время, я не встретил НИОДНОГО человека в БАХИЛАХ! Никто на входе не орет - кудабля без бахил! Как происходит посещение больных в больницах РФ?

МЛЯЯ ... инфаркт миокарда! Вот такой рубец! Какая-то мохнатая жжужалка залетела... Фууууу... Улетела кажись.... 

Ох... о чем я? Да! Как происходит посещение в больницах в РФ? с 17 до 20. В большинстве случаев в отделение не заходить. А уж в палату зайти - расстрел на месте!  Перед этим ты стоишь на входе в отдление и с виноватым видом просишь позвать!

Тут же как? Ты просто заходишь в отделение и идешь к своему страдальцу. Без бахил. Без спроса и всякого такого. Я сечас еще такую вещь расскажу, от которой наверное, всем станет плохо. Особенно работникам российских больниц. Мои ко мне приходили, естественно вместе с дочкой. Дочке три года. Так вот... дочка залезала ко мне НА КРОВАТЬ!!! И лежала рядом! НИКТО не сказал НИЧЕГО против!!! Все медсестры и врачи умилялись! Давали ей всякие подарочки и вкусности! В РФ меня бы выгнали за нарушение режима!!! 

Вечером отеление напоминало какую-то вечеринку. Приходило такое множество народу... В отделении есть место - такой большой холл - называется Комната ожидания. Там стоят столы, стулья. Там находится микроволновка, диспенсер с холодной и горячей водой. пакеты с хлебом, какими-то пиченьками, пакетиками с чаем, сахар. Короче... столы сдвигались, на стол металась еда и там все бурлило... ну разве, что музыка не играла и танцев не было))). Но в 21.00 все спокойно расходились и наступала больничная тишина.

Ну вот почему так? Ну ведь очевидные же вещи! Наличие рядом родственников способствует хорошему психологическому состоянию пациента. Что в свою очередь способствует скорейшему вызоровлению. Со мной в палате лежал мальчик. Ну как мальчик - я б его, наверное, в армию призвал))). Потом оказалось ему 17 лет. С ним круглые сутки была его мама. Она и ночевала в палате. Медперсонал принес ей такое типа кресло-кровать. Дали ей постель, подушку. Единственное, что ее не кормили. Кстати, о питании. В Израиле вообще любят много и вкусно поесть. В больнице было так же. Нормальное такое питание. На завтрак, на обед и на ужин. Мне было много. Причем, опять же, прием пищи осущствлялся прям в палате. Приносили прям в палату. И забирали из палаты. На второй день, когда мне стало легче, я стал уносить за собой посуду. Так на меня персонал смотрел как на ненормального))).

Теперь еще один шок. Каждое утро приносят ЧИСТУЮ пижаму, полотенце, одноразовые мочалки и... МЕНЯЮТ постельное белье! КАЖДОЕ УТРО! Я рыдаю.... Не раз в 14 дней, а КАЖДОЕ УТРО! Нормальное такое постельное белье. Не косой пододеяльник, не маленький огрызок материи с гордым название простынь. А нормальное постельное белье.

Вообще интересно быт устроен. Около палаты на два койко-места расположен санузел. Туалет, умывальник и душ. На каждую палату. Не один душ на отделение в 50 коек. А на палату для двух человек. Все это спокойно моется техперсоналом. Никакая баба Клепа не ходит там и не ворчит. Просто пришли, помыли и ушли. Еще спросили как дела, как самочувствие, пожелают скорейшего выздоровления. Еще наблюдал, как происходит текущий ремонт. Засорился унитаз. Пришел дядька. Прилично одетый. Притолкал тележку, в которой лежит весь инструмент. Прочистил  унитаз и ушел. Молча. Потом пришел парень, притолкал тележку. Поменял лампочку и ушел. Потом пришел другой дядька. Притолкал тележку. Развел то ли шпатлевку, то ли цемент - мазилку какую-то словом, что-то там замазал и ушел. Спокойно, без выяснения причин, кто засорил унитаз, или почему надо менять лампочку, или какого хера тут трещина и почему он должен это делать. Просто сдалали и ушли. Гармония... 

Перечитал... растекся я мыслию по древу... Многабукв получилось. Завтра еще напишу. Хотя нет... завтра не буду. Шаббат все-таки! В воскресенье напишу. Всем Мирной Субботы! И хороших выходных! Спасибо!

четверг, 30 марта 2017 г.

Как меня спасли... Часть вторая.

Значит перевели меня в отделение скорой помощи. Точнее будет сказать - перевезли. Вот прям физически перевезли. Пришел специальный человек и утолкал мою кровать в отделение скорой помощи. Где мы встретились с моей женой. 

А до этого, сижу я значит на своей кровати. По пояс голый - на мне только штаны. Босиком. Без телефона. Телефоны жены, мамы я не помню. И думаю, как же, блин, я буду отсюда выбираться? Как сообщить, что я жив. Как я пойду вообще куда-то - я ж босиком!)) Я уже говорил, что главное богатство Израиля это люди. И я не устану об этом повторять. Вот и в этот раз я в этом убедился. Когда мне полегчало, еще в реанимации, ко мне подошла медсестра и спросила, приехал ли кто-нибудь со мной? Я говорю да, жена ждет там. Она ушла. Потом вернулась и сказала, что ты не волнуйся я ей сказала, что ты в порядке. И, как потом мне рассказала жена, вышла медсестра и сказала ей, что все уже хорошо и скоро меня переведут в отделение скорой помощи, где мы сможем общаться. То есть, она не осталась равнодушной, она прекрасно понимает, в каком состоянии находятся люди. Ну и плюс пациенту психологически легче.

В общем перевезли меня в отделние скорой помощи. Тут я взбугагнул про себя)). Я как в кино оказался))) про Доктора Хауса))) или про скорую помощь. Словом, в любом западном сериале про больницу))). Я ж человек дремучий, чуть больше чем полгода назад вышел из тайги. Вот натурально из тайги))). Поэтому мне все в диковинку))). В России же как? Если палата, то это палата. Четыре стены и дверь. Тут же было так: огромное помещение, в котором стоят кровати-каталки, в доль стен расположены всякие вспомогательные медицинские аппараты. И кровати между собой разделяются шторками. Выглядело это, конечно.... ммм... не привычно. Но! около каждой кровати стоит стул)) То есть, предполагается, что рядом с пациентом кто-то будет находиться из родственников. Собственно говоря, там и не палаты вовсе. Места. Пронумерованные места. Причем место, например 52 и место 52 алеф. место 53 и 53 алеф. Ну и так далее. Собственно по дороге мы с женой и встретились. Запарковали, значит, мою кровать. подошла медсестра, спросила я ли Иван. И ушла. Потом подошла уже другая медсестра, задернула шторку и мы стали разговаривать. Я ей сразу сказал, что мы олим ходашим и, что на иврите говорим совсем немного. После чего она ушла и вернулась с русскоговорящей медсестрой. Правда ничего особенного она нам не сказала - сказала, что меня госпитализируют и, что скоро меня отвезут в отделение, а пока я буду находиться у них. Я сказал, что нет проблем. Медсестра спросила, есть хотите? Я говрю, что было б не плохо, потому как мы с пяти утра на ногах)). Медссестра ушла и через пару минут нам принесли легкий перекус. Мне и жене)). Мы еще какое-то время провели в отделеннии скорой помощи. Я не знаю сколько. Ну может быть час. И потом опять пришел специальный человек и повез меня уже в отделение, которое тут назвается как хирургия хазе. Как перевести? Грудная хирургия? Хирургия груди? В России это называется таракальная хирургия.

Вот ведь насколько в Израиле все сделано для людей. Я уже начинаю ощущать в себе какие-то необратимые процессы. Вот то отношение, которое в Израиле для людей, я не встречал в России. Как-то  уже писал, что мы с женой обсуждали свою жизнь в Израиле. Жена тогда сказала, что Израиль душевная страна. Вот по-другому,  пока сказать не могу. Других слов подобрать. Вот вы только представьте, в больнице есть целый отдел логистики пациентов! То есть поступил больной в больницу - дальше, если есть в этом необходимость, то его везде возят. Медсестра дает заявку в эту службу, что существует пациент, которого нужно из отделения А перевести в отделение Б. Нет проблем. пришел человек и увез тебя куда нужно. Так же было и на процедуры. То есть, мне делали рентген. пришел дяденька, посадил меня на кресло-каталку и увез в рентген кабинет. Потом, после процедуры, вернул откуда взял. Это просто взрыв башки какой-то! Вы видели тот "Рамбам"? Это огромный (ну для меня, во всяком случае) медицинский комплекс из множества корпусов. Где какие отделения - не разберешься! Да есть указатели. На иврите! Красочные такие... Ну ладно, ладно, есть там еще надписи на английском. Может кому-то от этого легче станет... Сколько в "Рамбаме" служб! Это же просто целый город! Целая страна! И все работает, как четко отлаженый механизм! Как часы! И низкий поклон всем работникам "Рамбама"! Всем без исключения! И, честно говоря, не хотел бы я оказаться на месте директора этого комплекса! Голова лопнет в первые 30 секунд рабочего дня))). Дай Б-г ему и всем работникам Рамбама здоровья и до 120 лет!

Ладно... про отделение напишу завтра уже...

П.С. Был сегодня в офисе Маккаби. За амбуланс уже заплатили))) От меня никаких усилий даже не потребовалось.

среда, 29 марта 2017 г.

Как меня спасли... Часть первая.

Случился тут со мной аццкий капец.... Вот прям АЦЦКИЙ! В общем, в понедельник утром, в пять утра, если быть точным, проснулся я от кашля. Кашель усиливался. И в определенный момент мне стало трудно дышать. Прям капец как трудно. Я, как астматик с более чем десятилетним стажем понял, что это жжж не спроста. Разбудил жену, сказал ей сделать лекарства для ингаляций через нибулайзер. Пока жена делала все это дело, приступ усилился. Я борясь с паникой и пытаясь хоть как-то контролировать дыхание, начинаю осозновать, что лучшее для меня сейчас будет - это вызвать скорую помощь. Вызов скорой помощи в Израиле стоит денег (да и не только в Израиле - во всем мире, кроме России, наверное...). Порядка 800-1000 шекелей. Я уже думаю, да хрен с ними с деньгами, потому как я ни стоять, ни сидеть не могу. На такси я просто не доеду. Говорю жене вызывать скорую помощь. Естественно там говорят на иврите. Но есть в Израиле, при Министерстве здравоохранения, бюро переводов. которые переводят так сказать он-лайн. То есть переводчик подключается к линии третьим собеседником и переводит в обе стороны. Это совершенно бесплатно. Можно использовать при любом общении с медиками. Ну и вот значит... пока я там стою и пытаюсь как-то дышать, жена вызывает мне скорую помощь. Тут жена подносит мне трубку и говорит подыши им в трубку. Я что-то там прохрепел. И слышу - "Беседер (хорошо, ну, типа ОК). К вам едет машина." И все что дальше происходил -  это просто... я как-будто попал в будущее...

Через минуты три ко мне приехало ДВЕ МАШИНЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ! ДВЕ!!! Один амбуланс обычный. И вторая машина - это реанемобиль. Я пытался дышать в окно - поэтому видел. Они мне машут типа можешь спуститься? я им машу головой типа нет. Поднимаются в квартиру человек наверное пять. Все без суеты. Каждый занят своим делом. подключили меня к аппарату - замеряли давление, пульс, сутурацию - не знаю, что еще... Послушали. по задавали всякие вопросы. Я только и мог, что кивать. Жена в основном отвечала. Потом они надели мне кислородню маску и посадили на кресло-трансформер, которое трансформируется в каталку, если надо. Скаазали типа, твоя задача дышать и держать кислородный балон, который они мне положили на колени. И таким образом, они меня отннесли до реанемобиля. Там закатили в автомобиль и поехали в госпиталь "Рамбам". Видать случай мой был настолько экстренным, что меня прямиком закатили в реанимацию "Рамбама". Причем я все время был в сидячем положении.

В реанимации меня уже окружили врачи и медсестры. И опять же никакой суеты. Каждый делает свое дело. Один ощупывает. Медсестра поставила катетер в вену. Тут же наклеили нашлепки, к которым присоединили провада ЭКГ. Другой надел на руку манжету для измерения давления. Кто-то взял тут же анализ крови через катер. И все раззбежались. Я смотрю за тем, кто взял анализ крови. Парень, где-то моих годов. подошел к какому-то апарату. поставил внутрь пробирки с моей кровью... и... блин, ну минуты не прошло, автомат зажжужал, и выдал ему такую длинную ленту с реультатом анализа моей крови. Потом мне вввели, опять же через катетер, лекарство и мое дыхние стало приходить в более-менее норму. Теперь я мог по внимательнее рассмотреть все. Реанимация - огромный зал. коек наверное на 15. Даже наверное больше. Все койки пронумерованны. Моя была 10 вроде. И после меня еще столько же, примерно.  Я находился прям напротив поста, то есть в центре зала. 

Через минуту пришел дядька с каким-то аппаратом. Ну то есть по внешнему виду стало понятно, что это передвижной рентген аппарат. Дядька, значит, прицелился на мою грудную клетку, что-то сказал и весь мед.персонал исчез в мгновенье ока!)) Сделали снимок. Минут через пять приходит дяденька в белом халате, с ним два молодых человека. Ну прям совсем молодые, лет по 23. (Надо сказать, что "Рамбам" имеет статус университетской больницы. То есть там проходят практику, интернатуру и всякое такое). Дяденька такой... улыбака!)) Веселый, радостный. С такой улыбкой на лице говорит (на иврите, конечно же)) Типа у тебя пневматорекс. Сейчас мы тебе дренаж поставим в легкое. Я как человек с около медицинским образованием - шутка ли я смотрел все 8 сезонов "Доктора Хауса" ВОСЕМЬ РАЗ! Практически понял о чем речь. Сразу в голове пронеслись кадры из фильма, где доблестные медики протыкали шприцем, ручкой и всякими подручными предметами междуребрами, чтобы помочь пациентам. Врач спросил, типа знаешь что такое пневматорекс? Я ему говорю, типа да, я понимаю о чем речь, я, говорю, смотрел "Доктора Хауса" 8 раз. Он, мне отвечает - все восемь сезонов? я говорю, ага. Они все весело хохочут, говорят, что мне уже диплом можно медицинский выдвать. Так, в общем, весело мне поставили дренаж. Воткнули, короче, трубочку между ребер, чтобы воздух выодил. Для тех кто "Доктор Хаус не смотрел  ПНЕВМАТОРЕКС - это, короче, легкое сдулось как воздушный шарик. воздух поступает, но не в легкое, а вокру него. И, соотвественно, давит на сдувшееся легкое. Для более подробного обьяснения - предлагаю обратиться к гуглу - он как известно, все знает. Я у доктора спросил, из-за чего этот пневматорекс? Он, говорит - спонтанный. Может быть у кого угодно, из-за чего угодно - не так повернулся, ударился, сильно кашлял - на то он и спонтанный. Поэтому иммейте ввиду.

Собственно говоря, после этого, я уже стал совсем в адеквате. Представил себя со стороны - сижу на каталке, как на троне, в кислородной маске, весь в проводах, с дырочкой  в правом боку. Ну и поржал. Подошел врач, молодой парень (ну моих годов, примерно) и говорит, типа чего случилось? Я говорю, я как Дарт Вейдер! Он тоже такой поржал)). Потом опять пришел дядька с рентгеном. И минут через десять меня перевезли в отделение скорой помощи. Ну да об этом уже завтра... 

воскресенье, 26 марта 2017 г.

О ценах.

По многочисленным просьбам, пишу пост по ценам в Израиле. Правда просят в рублях... Я думаю, это будет не совсем правильно. Почему? Да потому, что доход в рублях не сопоставим с доходом в шекелях. Как мне сказал товарищ - надо выводить индекс Макдональдса)).

Итак, курс на сегодняшний день примерно таков 1 шекель = 16 рублям. Поэтому, если смотреть на зарплаты в РФ, то это грусть-тоска будет. Средняя зарплата в РФ 15000 рублей. Ну пусть 20000 рублей. В любом случае -  это 1000 шекелей, плюс-минус. На тысячу шекелей не проживешь. Собственно, на этом можно и заканчивать))). Шучу.

Значит так.... корзина у нас была первые полгода 6000 шекелей. Если в рублях - 96000 рублей. Уже веселей да?)) Сьем квартиры. Тут мы не совсем показатель - нам несколько фортануло и мы снимаем трехкомнатную квартиру за 2000 шекелей. Или 32000 рублей. В Хайфе трешку можно снять начиная от 2500 шекелей и выше, взависимости от района. Дальше на Север Израиля будет еще дешевле. А вот в Тель-Авиве будет гораздо дороже. Есть у меня знакомый, который снимает двушку, не в самом хорошем районе за 3200 шекелей (51.200 рублей). Ну и так далее. Теперь, что касается коммуналки. Счета за электричество, воду, газ и арнону приходят раз в два месяца. Не как в РФ каждый месяц. Все вместе получается, примерно 600-700 шекелей (9600-11.200 рублей). Что такое арнона? Это плата за землю. Берется общая квадратура квартиры и высчитывается арнона. У новых репатриантов на арнону есть скидка в первый год. У нас она составляет 90%. В других городах, я слышал, меньше.

Ну с жильем разобрались, вроде как... Теперь продукты питания. Продуктов тут до черта)) Со всего мира)) Выбор просто огромный! Есть продукты из Украины, Белоруссии, России, Прибалтики, ЕС - словом отовсюду! На мой взгляд продукты стоят не дорого. Литр молока 5 шекелей (90 рублей). Хлеб 10 шекелей (160 рублей). Курица 16 шекелей (256 рублей) Мясо говядина от 35 шекелей до 70 шекелей (560-1120 рублей). Овощи: картошка 3.80 шекелей за кг. (60.8 рублей), огурцы - 4 шекеля (64 рубля), помидоры 6 шекелей (96 рублей)... Фрукты: яблоки от 3-5 шекелей (48-80 рублей), бананы - 6 шекелей (96 рублей). В общем всего не перечислишь. Могу сказать следующее: тут на рынок ходят с тележками. Мы не исключение. я беру на рынке килограмма три картошки, огурцы-помидоры, капуста качан, пару штук свеклы, цукини килограмм, перцы болгарские - так же примерно, яблоки-груши-мандарины-бананы-хурма-мурма всех по килограмму. Короче, забиваю полную тележку - выходит у меня на все провсе в среднем 120 шекелей (1920 рублей). Каждую неделю. Или, например, фарш говядина-курятина 2 кг выходит 55-60 шекелей (880-960 рублей).

Что еще рассказать...? Ну вот такой пример. Нас, кстати, удивил - есть тут детские игровые зоны. Стоят они 30 шекелей. Не в час. Нет. Просто 30 шекелей. И сиди там хоть с утра до вечера. Можно уйти, погулять по магазинам, а потом вернуться))). И скакать дальше. Вообще тут очень интересно стимулируют покупательскую способность. Во всех магазинах проходят акции три предмета за столько-то. Например, шоколад. Одна плитка стоит 6,5 шекелей. а по акции три плитки шоколада будут стоить 10 шекелей. Или, например, пиво - одна бутылка стоит, к примеру 8 шекелей, а 5 бутылок (упаковка) стоит 29.90 шекелей. Макароны - пачка стоит 6.90 шекелей, а три упаковки 12.90 шекелей. Ну и так далее.  Спиртное, на мой взгляд, дорогое. Водка "Русский стандарт" 0,7 литра стоит от 60 шекелей (960 рублей). Ну и всякие там вискари, коньяки - элитка, словом - от 100 шекелей (от 1600 рублей). Хотя, если так подумать, то и не дорого... Сигареты дорогие - от 28 шекелей и выше (448 рублей). Поэтому, если кто курящий соберется в гости в Израиль - берите сигареты с собой. Вроде как, два блока можно с собой привезти. С другой стороны, совершенно не дорогое израильское вино - по скидке можно найти от 19 шекелей за бутылку. Мы берем, в среднем за 30 шекелей (480 рублей). Хотя есть и дорогие вина - от 100 шекелей и выше. Потрясающее вино! Мы когда первый раз попоробовали вино в Израиле, мы поняли, какую бормотуху продают в России! Это просто ужас!

Дорогая в Израиле одежа и обувь. Детская обувь от 200 шекелей (3200 рублей). Фирменная еще дороже. Джинсы от 300 шекелей (4800 рублей) и т.д. Хотя, тут, опять же, очень много скидок. И не так как в РФ - стоило 2000 рублей, пишем скидка 10% и стоимость становится 2500 рублей )). Нет, тут реальные скидки. Я встречал до 70%. Сейчас, например, открывается магазин одежды - акция - три вещи за 100 шекелей. Любые три вещи. Брюки. Блузки. Кофты. Любые три вещи за 100 шекелей. 

А! Тут еще такая фишка есть. В целях повышения покупательской способности. Сумму от 200 шекелей можно разбить на платежи. Это такой, типа внутренний кредит. Часть платишь прямщас, а остальное равными частями у тебя автоматом снимают со счета в течении каких-то месяцев. Например, как-то в продуктовом магазине, у нас чек получился на 213 шекелей. Нам предложили разбить на платежи - 100 шекелей сразу, а оставшиеся 113 шекелей в следующем месяце. Так что, покупая какую-то технику - сумму можно смело разбивать на платежи. Тоже самое и касается покупки автомобилей. Недавно видел объявление о продажи, уже не помню какого, автомобиля стоимостью 110 000 шекелей с разбивкой на 72 платежа. Получается каждый месяц ты платишь примерно 1530 шекелей. Шесть лет. С автомобилями тут тоже интересная ситуация. Такое ведро с болтами, типа Тойота года так с 1990, которая у нас стоила от 90000 рублей. Тут такое ведро можно купить примерно за 5000 шекелей (80000 рублей). Только в РФ 90000 рублей это, примерно, 4-5 зарплат, а тут минимальная зарплата 5500 шекелей. То есть с одной зарплаты, по идее, можно купить машину. Правда не советуют)). 

То есть, получается так, что если смотреть на цены с точки зрения дохода в рублях - тоская зеленая. Если же смотреть с точки зрения дохода в шекелях - жить можно. Мы ж живем))

Ну в общем как-то так... Честно говоря, не знаю, что еще по ценам написать. Спрашивайте, я постараюсь ответить.

вторник, 21 марта 2017 г.

Песнь израильскому автобусу.

Израиль маленька страна - 500 км. в длину. 40 км в ширину. В самой узкой точке 14 км. Поэтому, транспортная составляющая, тут развита очень хорошо. Вообще израильский автобус, лично для меня, это что-то уникальное. Как я уже писал раньше, он наклоняется в сторону остановки. Так, чтобы малоподвижым пассажирам было легче заходить в него. Бабулькам, мамам и папам с колясками, людям на костылях и так далее. Вторая дверь оборудованна пандусом для инвавлидов - колясочников. Там же, напротив второй двери, есть специальное место для колясок, которое (внимание!) оборудованно ремнем безопасности (!) и кнопкой для остановки. 

Вход пассажиров в автобус, осуществляется через переднюю дверь. А выход, соотвественно через заднюю (или вторую) дверь. И никто! Никто не ломится в заднюю дверь! Все дисциплинированно идут в переднюю! У водителя стоит кассовый аппарат, и водитель осуществляет продажу билетов, как разовых, так и проездных. Проездные билеты бывают суточные, недельные и мессячные. Я уже как-то писал про рав-кав. Повторюсь. В Израиле есть такой электронный кошелек -- рав-кав. Внешне он похож на кредитную карту. Которая без магнитной полосы. Там и лежат ваши денежки. Собственно им и расплачиваешься. Прикладываешь к кассовому аппарату и готово! Причем на один автобусный билет можно можно ездить на всех маршрутах 90  минут! 

Автобусные маршруты охватывают всю Хайфу. Автобусные маршруты так спланированны, что вам практически не надо ходить пешком от маршрута к маршруту. Это просто уму не постяжимо! Я просто снимаю шляпу перед архитектором автобусных маршрутов (ну или как он там называется) в Хайфе! На одной остановке пересекаются множество маршрутов. Автобусные остановки практически в каждом дворе!)) Например, у нас улица тупиковая, но автобус у меня останавливается напротив подьезда. Правда раз в 45 минут. Но у подьезда. Ниже улицей останавливается три автобуса. Еще ниже пересекаются уже четыре маршрута. А еще ниже уже идет шоссе - там и метронит идет и куча различных маршрутов. Конечно, когда ты едешь домой с рынка с полной тележкой съестных припасов, тот факт, что автобус у тебя останавливается напротив подьезда оооочень радует. Не может не радовать. Но, когда ты едешь куда-нибудь и он заезжает чуть ли не в каждый двор... Это слегка подбешивает ))) 

Все автобусы оборудованны кондиционерами. Потому, когда за окном +40, в автобусе комфортно. Охлаждает. Хотя садиться лучше всего не с солнечной стороны. Тут даже кондиционер не поможет. 

Водители в Израиле, как лучший друг)). Мы ездили в ульпан в одно и тоже время. С одним и тем же водителем. На третий день он стал с нами здороваться. На четвертый - спросил как дела? И мы стали с ним разговаривать. То есть с утра, перед ульаном у нас был такой языковой практикум)). И он искренне радовался нашим успехам в изучении иврита!)) Подсказывал, если где-то не правильно говорили. И этот водитель не исключение. 

С ульпана нас, как правило, забирала дочь с бабушкой. И мы, ездили домой в одно и тоже время, но уже с другим водителем. Тот широко улыбался нашей дочке и с ним мы уже закрепляли проденный в ульпане материал))).Сейчас мы в ульпан уже не ездим. Но, когда мы попадаем на этих водителей, они радуются искренне, Как-будто встретили старых друзей. Ну и мы, конечно, тоже. 

Насколько я понял из разговоров с водителями - они работают четыре часа утром, потом три часа перерыв. Потом еще четыре часа вечером. Причем на разных маршрутах. У нас маршрут заковыристый и очень часто водители либо поворачивают не туда, либо проезжают мимо нашего поворота. Тогда пассажиры начинают радостно галдеть и подсказывать водителю куда ехать))).

Ну, в общем, как-то так!))

понедельник, 20 марта 2017 г.

Об иврите.

Вообще, конечно, не совсем филолог во мне умер. Оказывается он спал. И вот сейчас, на курсах изучения иврита он проснулся. Встрепенулся и стал о себе заявлять. ))

Все репатрианты имеют право на бесплатные курсы изучения иврита. Иврит изучают в ульпанах, в таких школах значит. Школы для великовозрастных учеников )). Есть ульпаны для студентов. Есть медицинские ульпаны - понятное дело для медицинских работников. Есть ульпаны для пенсионеров - там вроде как и программа по проще... 

Начальный ульпан - ульпан алеф. Затем идет бет, ну а потом гимель. Типа - первый, второй, третий класс)). Про ульпан я уже писал.

Вообще в Израиле особо не заморачиваются и называют всякие ступени или школы, вроде как даже классы по буквам алфавита. Кстати, в расписании часов работы банка, магазина, либо любого другого учреждения так же используют буквы. Значит воскресенье - алеф, понедельник - бет, вторник - гимель и так далее. Шаббат - шаббат. Причем разделяют начало шаббата и исход шаббата. Начало шаббата - вечер пятницы. Раввинат устанавливает время начала шаббата и время исхода шаббат. Исход шаббата - вечер субботы. Вечером в субботу открываются продуктовые магазины, аптеки и т.д. В шаббат не работают магазины, аптеки, не ходит транспорт. Ну почти не ходит. Поэтому, если запланируете поездку в Израиль, не приезжайте с пятницы до воскресенья. В воскресенье можно)). 

Кстати, по дням недели. Тут тоже все логично - йом ришон (день первый то есть) - воскресенье, йом шени (день второй) - понедельник, йом шлиши (день третий) - вторник и т.д.

То же самое и, например, со школами - недалеко от ульпана, где мы учились находится школа - "Ирони алеф" называется. Это что-то вроде первая городская)). Ну в общем, я думаю, принцип понятен.

Вообще, многие говорят, что иврит логичный язык. Пожалуй, я соглашусь. Во вском случае, легче и логичнее русского языка. Хотя бы тем, что в русском алфавите 33 буквы, а в иврите 22! )) И в иврите нет гласных. И пишут на иврите справа налево. Почему? Не знаю точно)) Говорят, что так было проще высекать буквы на камне. (попробуйте как-нибудь)).

Когда изучаешь иврит - постоянно удивляешься. Опять же алфавит: Иврит - алеф, бет, гимель, далет... Греческий - альфа, бета, гамма, дельта... Ничего не напоминает?))  Ну и русский язык - а, б, в, г, д... )).

Вообще слов из иврита в русском языке очень много на самом деле. Например, "исконно" русское имя Иван. Пришло имя из Греции - Иоан. И... греки его взяли из Торы, Библии то есть. Помните Иоан Креститель? Он же был евреем. И звали его Йоханан. Иван-Иоан-Йоханан )). Так же как Семен-Шимон и так далее. Кому совсем интересно в интернете есть много мест, где можно прочитать аналоги имен.

А, любимое всеми слово - ХАЛЯВА! )) Это ничто иное как халав - молоко. Откуда слово это взялось в русском языке? Не так давно евреи в России жили в "местечках" - деревнях и городах вместе с русскими (украинцами, белоруссами и т.д). А евреям в шаббат нельзя работать. А корову доить надо каждый день! И что придумали хитрые евреи? Они стали приглашать русских (украинцев, белоруссов и т.д.) приходить в субботу и доить их коров. А молоко они с собой забирали)). Вот и повелось "ходить к еврееям на халяву" по молоко тобишь. Ну во всяком случае так гласят предания старины глубокой)).

А теперь такое слово ШМОН. Опять же по преданиям - в царских тюрьмах обыски проходили в восемь часов. Восемь на иврите - шмоне. Вот и пошел на Руси шмон))).

Ну и на последок КОЛБАСА. Есть версия (и по мне - логично) - на иврите коль басар. В переводе - все мясо. 

Ну я, конечно, не претендую на истину. Но, как говорится - за что купил - за то продал))

Эх... многабукв получилось... А сколько еще сказать хотелось! Ну да в следующий раз)) А то меня уже не раз критиковали за многабукв))). 

Будьте здоровы!


воскресенье, 19 марта 2017 г.

Семь месяцев в Израиле...

Вот уже семь месяцев, как мы репатриировались в Израиль. Семь месяцев - уже не малый срок... Чувствую ли я разницу между жизнью в РФ и Израиле? Да, неомненно. Кроме очевидных факторов - моря и солнца, что для нас сибиряков, было большой диковинкой и радостью, чем многое другое. Я, наверное, никогда не забуду первый вдох на земле Израиля, когда выходшь из здания аэропорта- наполненый таким букетом непривычных, для нас запахов. Это, прежде всего, горячий морской воздух! Я не знаю как это описать словами... Это другой воздух точно!)) Мне кажется, что я чувствовал запах йода и морской соли)). Прибавьте к этому запах экзотических (для нас, опять же) растений. Это совершенно потрясающий коктейль! Мммм... попробую объяснить так -  представьте, что вы заходите в парную, где только что кто-то плеснул на каменку водой с добавлением масел эвкалипта и морской соли. Ну, вот что-то подобное. Но не совсем то))). К, сожалению, это чувство быстро проходит, потому что ты привыкаешь к этому великолепию. 

Израиль покоряет меня с каждым днем вссе больше и больше! Тут совершенно потрясащие люди! Вы только представьте себе, что сюда едут люди отовсюду! Без преувеличений! У тут есть жители бывшего СССР,  из США, Канады, Марокко, Эфиопии, Бразилии, Индии, Европы... Да со всего света! Представьте сколько культур! И все сливается в единый Израиль! Тут есть французкие багеты, итальянская пицца, американский Макдональдс, укаринский и белорусский борщи, а недавно в фейсбуке был пост о... горлодере! Или хреновине )) и этот пост набрал больше двухсот комментариев! (дальше я просто перестал следить за ним). 

А люди удивляют, да... Я, наверное, никогда не забуду один момент. В один из первых дней в Израиле мы с семьей загулялись и решили перекусить в одной кафешке.  Народу было не то чтобы много, но было. Мы сделали заказ и ждали. После нас подошла пожилая пара. Глубоко пожилая. Бабушка села за столик, а дедушка пошел делать заказ. Он очень оживленно обсуждал что-то с работницей кафешки и показывал какие-то купоны. В общем разговор не шел у них. То ли денег у них не было, то ли еще что. В общем вид у пары был хоть плачь. Рядом сидел молодой парень, лет 35. Он, казалось, был увлечен едой. Но тут, этот парень встал. Подошел к официантке, протянул пластикову  карточку и оплатил их заказ! Потом так же спокойно вернулся а своей еде! Я был поражен до глубины души! Потом я много раз видел как в магазинах оплачивают покупки солдат. Как в кафе пишут, что солдатам завтрак-обед-ужин бесплатный. Для пенсионеров специально нанимают сиделок (метапелет).

Израиль удивительная страна. Тут автобусы оборудованны пандусами для въезда в автобус. А еще они наклоняются в сторону остановки, чтобы было легче в него заходить. В автобусах работают кондиционеры. И никто не дохнет от жары... Автобусы ввообще отдельная тема)) Надо как-нибудь описать местные автобусы - они несомненно достойны отдельного поста! )) Автобусы и водители)) Ну в хорошем (для меня) смысле.

Главное богатство Израиля - это его люди! Ну, лично я, так считаю!

Всем хорошей недели!

пятница, 17 марта 2017 г.

Еще один шаг сделан.

Итак, сегодня ровно семь месяцев как мы живем в Израиле! И в этот знаменательный день у нас произошло не менее знаменательное событие. Сегодня утром мы получили документ о подтверждении нашего образования. Нам подтвердили первую степень! Хотя в РФ у нас считалась вторая.))  Ну да первая тоже отлично! Говорят, в Израиле высшее образование это достаточно неплохой бонус.

Собственно, сам процесс подтвержения образования не сложный. И я настоятельно рекомендую подавать документы сразу же по приезду. Процесс подачи документов не сложный, как может показаться. Мы в первое посещение куратора в мисрад клите хотели подать документы, но посмотрели на заявление (написанное на иврите) и передумали. А зря!

Что нужно? Значит нужны копии диплома, вкладыша к диплому, копия теудат зеут и вкладыша к теудат зеуту. И копия теудат оле. Если вы с мужем (женой) подаете, тогда копия теудат оле должна быть у каждого. Само заявление тоже заполняется не сложно. Ф.И.О. название ВУЗа, специальность. И все.

Все это отдаете в мисрад хинух и ждете. Мы ждали 4 месяца.))


Могу подсказать по Хайфе. Это, в принципе, справедливо будет и для Акко, Кармиэль и, наверное, остальных городов Севера Израиля, если нужно будет ехать в Хафу сдавать документы. Часы работы мисрад хинух - с воскресенья по четверг с 13.00 до 15.30. Находится мисрад хинух в здании "кукурузы" (как его в Хайфе называют)), на седьмом этаже. Кабинет увидете, не промахнетесь))

Узнать результат можно ТОЛЬКО по четвергам с 13.00 по 15.30 по телефону. Я начал звонить в час дня и дозвонился только в 15 часов)) Поэтому лучше звонить наверное в 15 часов)) 

Кстати! Если каких-то копий не хватает - внизу, в здании есть возможность сделать копии. Стоит, вроде 30 агород что ли....

Вот, честно говоря, какие бонусы и ништяки дает первая степень, я пока не знаю. То есть, что теперь делать с этим "щастьем" - тоже пока не понятно)). Узнаю - напишу!

Всем спасибо!

пятница, 3 марта 2017 г.

Эх, давно я не брался за перо...

Точнее, не нажимал на клавиши... Обленился, да... Ну не то, чтобы обленился... Были в общем свои заморочки. Но, под натиском друзей и при наличии свободного времени, решил возобновить свои писания. Говорят, кому-то интересно, а кому-то даже в чем-то полезно. Это радует. Это не может не радовать. 

Итак, прошло фактически полгода. Много чего произошло за эти полгода в нашей жизни репатриантов. Ну, во-первых, мы закончили ульпан алеф. 

Что это такое? Это изучение иврита на самом базовом его уровне. В основном, это словарный запас на бытовом уровне. Погода, семья, числительные, быт опять же и так далее. Сложно? В начале было очень сложно. Преподавали нам, как говорится, "иврит на иврите". То есть наша учительница говорит только на иврите. Она знает, конечно, какой-то набор слов на русском, английском, даже французском и испанском!)) Учитель, (морА на иврите-женсксий род. Мужской род будет морЕ), так вот морА наша преподает в ульпанах уже больше 30 (!) лет. Совершенно потрясающая женщина! Она религозная (датии, или датишная), но при этом совершенно современная! Как она преподает! Это просто заглядение! Такой театр одного актера! В принципе, по-другому и быть не может. Представьте, что перед вами 20 взрослых рыл  человек, которые по-русски ни слова не знают. (Ну, таджики, например) как вы им будете значение слова обьяснять? Ладно стол, стул можно показать, а, например, ветер? Гром? И много еще чего... Станешь тут актером! Но при этом, что меня совершенно покорило - это нечеловеческое терпение (совланут на иврите)! Сидит эта группа людей и все втупливают... Иногда хочется поубивать всех... Очень часто, я бы сказал... Ну и перлы, которые ученики (тальмидим) выдают. Как говорила наша мора Юдит, "я на пенсии издам книгу с этими перлами")) Она все смешные моменты аккуратно записывала)). Вообще надо отдать ей должное - через пару месяцев мы заговорили на иврите. Причем это происхоило, как прорыв. Человек молчал, молчал, а потом - бац! его прорвало и он заговорил. У меня это произошло в автобусе. Мы ехали и я разговорился с водителем. И он понимал, что я говорю. И я понимал, что говорит он. Потом, это произошло уже в классе. Накануне мы ехали с семьей на автобусе и чуть не попали в аварию. Водитель автобуса, молодой парень, вовремя с реагировал. И на следующий день я все это рассказал на иврите)) Сам был в шоке)). Потом уже стали обращать внимание, что вот тот заговорил, другой, пятый, десятый. 

Урок строился таким образом. На первом уроке Юдит нас спрашивала как мы провели выходные, или что мы планируем на выходных, или она открывала сайт новостей и читала какие-нибуь горячие новости, а потом мы их обсужали. Ну и так далее. Второй урок это было изучение нового материала. Третий, как правило, это проверка домашнего задания. А задавала наша Юдит много! Очень много! 

Учились мы с воскресенья по четверг. с 8.30 до 13.00. Пятница и суббота были выходными. (говорил, не говорил - в Израиле рабочая неделя начинается с воскресенья и заканчиваетс пятницей. суббота - шаббат священный выходной). Кстати, первое время, тот факт, что в воскресенье надо ехать учиться и вообще - это начало недели, очень сильно разрывал шаблон и бил по психике. Но сейчас уже втянулись.

Через три месяца нас ждал промежуточный экзамен. Первое задание - прочитать текст, ответить на вопросы. Потом прочитать обьявление, ответить на вопросы. Второе задание - грамматика. Третье - написать на иврите смс или короткую записку (типа "я заболел в школу не приду" или "поздравляю с днем рождения") и написать короткий рассказ на 8-10 предложений "место, где я люблю бывать" или что-то в этом духе. На экзамен дается два часа. При этом пользоваться телефоном, словарем или еще чем-то нельзя. 

Выпускной экзамен состоял из двух частей. Первая часть - устный экзамен в форме вопрос-ответ. Проходит индивидуально. То есть один на один. Задают вопросы, ты на них отвечаешь. Плюс ситуация - типа "нужно купить билет на автобус в Тель-Авив" или "заказать очередь к врачу по телефону" и так далее. Вторая часть - письменная. Принцип промежуточного экзамена. Все то же самое. 

По окончании ульпана дают справку, что ты окончил ульпан алеф. Можно переходить к ульпану бэт )))

Ну про ульпан как бы все. Если коротенько...